В последнее время я беседовал с рядом людей, не первый год погруженных в практику нашей школы. И неожиданно для себя обнаружил немало тех, кто не только не освоил ментальную релаксацию, но и на словах понимает йогу как действие.
Долгое время я ошибочно полагал, что в школу приходят, вдохновившись центральной идеей практики — максимой тишины/неделания/молчания — и интеллектуально ее приняв. А затем пытаются воплотить эту максиму в жизнь, критически соотнося с ней каждое свое занятие, т. е. неустанно ловя себя в практике: где я еще не смолк, что еще делаю, где еще продолжаю гнуть свое.
Здесь же люди на протяжении многих лет всеми правдами и неправдами втискивают в понятийную систему йоги действие и упорно защищают эту позицию. Неделание они воспринимают как пустую трату времени, подменяя его идеей йоги как необычного, изощренного и тонкого действия. Что стоит за таким поведением, остается только гадать — то ли страх подвергнуть сомнению всемогущество активной жизненной позиции, то ли желание сохранить статус сведущего человека, не признавая идею за рамками своего опыта.
Сбивает с толку то обстоятельство, что такая эрзац-йога плохо, но работает. Работает она потому, что приносит стабильное, но весьма относительное спокойствие на фоне бушующей повседневности. Однако именно отсутствие направляющего маяка идеи становится ошибкой, заложенной в фундамент практики. Ведь только ориентируясь на такой маяк тишины, можно перестать мешать течению практики нести вас в гавань покоя.
Первый шаг в йоге — смиренно принять ее идею. Иначе вы годами будете ходить кругами непонимания, теряя драгоценное время исцеляющей тишины.
Долгое время я ошибочно полагал, что в школу приходят, вдохновившись центральной идеей практики — максимой тишины/неделания/молчания — и интеллектуально ее приняв. А затем пытаются воплотить эту максиму в жизнь, критически соотнося с ней каждое свое занятие, т. е. неустанно ловя себя в практике: где я еще не смолк, что еще делаю, где еще продолжаю гнуть свое.
Здесь же люди на протяжении многих лет всеми правдами и неправдами втискивают в понятийную систему йоги действие и упорно защищают эту позицию. Неделание они воспринимают как пустую трату времени, подменяя его идеей йоги как необычного, изощренного и тонкого действия. Что стоит за таким поведением, остается только гадать — то ли страх подвергнуть сомнению всемогущество активной жизненной позиции, то ли желание сохранить статус сведущего человека, не признавая идею за рамками своего опыта.
Сбивает с толку то обстоятельство, что такая эрзац-йога плохо, но работает. Работает она потому, что приносит стабильное, но весьма относительное спокойствие на фоне бушующей повседневности. Однако именно отсутствие направляющего маяка идеи становится ошибкой, заложенной в фундамент практики. Ведь только ориентируясь на такой маяк тишины, можно перестать мешать течению практики нести вас в гавань покоя.
Первый шаг в йоге — смиренно принять ее идею. Иначе вы годами будете ходить кругами непонимания, теряя драгоценное время исцеляющей тишины.