Смысл, который можно увидеть в научной картине мира от начала Вселенной до наших дней, — творение. Творение, где каждый этап создает основу для следующего, более сложного (Большой взрыв и звезды породили химические элементы, химические элементы — органику, органика — жизнь…), и протекает по тем же законам, что и предыдущий, — законам природы.
Такие процессы называются рекурсивными. Их проявление повсюду: числа Фибоначчи в завитках раковин, фракталы в деревьях, золотое сечение в пропорциях человека. Элементы, порождаемые рекурсией, становясь сложнее на каждом шаге, продолжают при этом быть тождественными по сути, как дерево и его ветка. Ученые называют это фрактальностью бытия, а религия выражает словами «по образу и подобию».
В такой картине человек подобен породившей его природе. А значит, и смысл его уподоблен смыслу природы — творению. Виктор Франкл обрек нас на творчество смыслов рекурсивной формулой: «Смысл жизни — наполнять ее смыслом».
А что йога? По определению смысл — это содержание, которое обнаруживает разум. Йога останавливает активную часть разума, то, что философия называет сознанием доступа, — проще говоря, всё, что можно описать словами. Когда эта часть убрана, остается феноменальное сознание (квалиа, то, чего не передать словами, «краснота красного») — чистое восприятие. Непосредственное переживание его природы относится к вершине йоги Патанджали.
Что с того не стремящимся к вершинам, но практикующим ради жизни? Даже приближение к этому фундаменту смыслов в занятиях дает чувство жизненной опоры, укорененной внутри нас. А регулярный выход за рамки паутины смыслов дает психологическую свободу на фоне проясненной картины мира и нашего места в нем.
Йога помогает обрести свободу творить смыслы своей жизни, оставаясь в рамках симфонической гармонии с миром и другими творцами.
Такие процессы называются рекурсивными. Их проявление повсюду: числа Фибоначчи в завитках раковин, фракталы в деревьях, золотое сечение в пропорциях человека. Элементы, порождаемые рекурсией, становясь сложнее на каждом шаге, продолжают при этом быть тождественными по сути, как дерево и его ветка. Ученые называют это фрактальностью бытия, а религия выражает словами «по образу и подобию».
В такой картине человек подобен породившей его природе. А значит, и смысл его уподоблен смыслу природы — творению. Виктор Франкл обрек нас на творчество смыслов рекурсивной формулой: «Смысл жизни — наполнять ее смыслом».
А что йога? По определению смысл — это содержание, которое обнаруживает разум. Йога останавливает активную часть разума, то, что философия называет сознанием доступа, — проще говоря, всё, что можно описать словами. Когда эта часть убрана, остается феноменальное сознание (квалиа, то, чего не передать словами, «краснота красного») — чистое восприятие. Непосредственное переживание его природы относится к вершине йоги Патанджали.
Что с того не стремящимся к вершинам, но практикующим ради жизни? Даже приближение к этому фундаменту смыслов в занятиях дает чувство жизненной опоры, укорененной внутри нас. А регулярный выход за рамки паутины смыслов дает психологическую свободу на фоне проясненной картины мира и нашего места в нем.
Йога помогает обрести свободу творить смыслы своей жизни, оставаясь в рамках симфонической гармонии с миром и другими творцами.